После неудачного финала Кубка чемпионов 1961 года «Барселона» попала в затяжной кризис, из которого не смогла выбраться до середины 1970-х. Вместе с Эленио Эррерой клуб покинул успех, как на внутренней, так и на международной арене. Потеряв почти всех идолов той команды, «Барселона» не сумела подыскать им качественную замену, что касается не только игрового состава, но и тренеров. Вследствие отсутствия легионеров высокого уровня на первый план вышли воспитанники кантеры, и это можно назвать единственным положительным моментом в тот неудачный период. Жозеп Фусте и Карлес Рексач пользовались большой популярностью у кулес. Для болельщиков эти молодые футболисты были воплощением «истинных каталонских игроков» - скромные, но жесткие и, самое важное, преданные традициям клуба. Впрочем, история свидетельствовала, что команда добивалась успеха, когда рядом с такими символами были гениальные исполнители. Но в 1960-х годах настоящей звезды хотя бы одной - в «Барселоне» так и не оказалось.Новый президент Энрике Льяудет считал первоочередной своей задачей наведение порядка в бухгалтерии клуба. Он сумел выгодно продать старый стадион «Лес Корте», чтобы покрыть долги, возникшие в результате строительства «Камп Ноу», а также навести порядок в финансовом контроле, где за время правления Миро-Санса возник настоящий бардак. Невзирая на это, Льяудет популярностью среди болельщиков не пользовался. Он не только был ставленником франкистского режима, но и оказался черствым делягой, который руководил клубом на тех же принципах, что и его отец, владелец нескольких ткацких фабрик. Молодой Энрике хорошо запомнил, как отец заставил его вместо медового месяца выходить на работу, а в период последних дней беременности жены - заниматься делами семейной компании. И хотя впоследствии некоторые игроки очень тепло отзывались о Льяудете, он сам признавался, что тяжело входил в мир футбола, забывая, что «Барселона» - это не финансовый институт, а «больше, чем клуб». Энрике Льяудету удалось победить финансовые проблемы, но болельщики не спешили благодарить его за это. С безапелляционностью, свойственной только им, кулес обвиняли президента в том, что «клубу досталось дорогой ценой это благополучие». Не знаю удалось ли герою нашего повествования купить часы, но так или иначе, его время для принятия решения было на исходе. Под «дорогой ценой» подразумевалось безоговорочное доминирование «Реала». «Барселона» превратилась в молчаливого зрителя новых успехов Королевского клуба. Все чаще команда действовала без привычного чувства собственного достоинства, что вылилось в серию унизительных поражений. Например, в мае 1963 года «Барса» в кубковом матче была разбита скромным клубом «Эльче» (1:4), и тренер Жозеп Гонсалво, предчувствуя неминуемую отставку, в сердцах заявил, что «благодарен Господу за то, что больше не буду участвовать в этом позоре». За эти годы «Барселона» проделала путь от расточительности до сдержанности, не только в финансах. Она пережила похожую метаморфозу в той области, что имеет наиважнейшее значение для болельщиков - футбол как зрелище. Кулес всегда могли простить поражение, если команда при этом демонстрировала яркую игру. Но команда перестала сражаться, что для каталонцев означало потерять себя, свое лицо. После одного из неудачных сезонов журнал Destino, подводя итоги, очень точно выразил настроение, царившее среди болельщиков: «Кулес не могут смириться с тем, что клуб ничего не выиграл. Для «Барселоны» значение имеет только триумф, а не «достойное выступление» в чемпионате и Кубке. Мы потерпели крушение даже в розыгрыше Кубка кубков, что поставило под сомнение нашу репутацию на континенте (в 1/8 финала этого турнира, осенью 1963 года, «Барса» вылетела, проиграв «Гамбургу»)».
|